Федеральная налоговая служба России, на своем официальном сайте разместила информационное сообщение от 07 марта 2019 года, в котором содержатся материалы дела и пояснения к решению Верховного суда РФ в отношении организации, которая создала незаконную «схему» минимизации налогообложения, путем заключения договоров гражданско-правового характера (ГПХ) со своими работниками, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей.
В сообщении указывается, что в результате проведения выездной налоговой проверки было установлено, что организация работала с индивидуальными предпринимателями по договорам ГПХ, с целью занижения налоговой базы и получения необоснованной выгоды по НДС и НДФЛ. При этом ИП с которыми были заключены договора ГПХ, являлись ее работниками и выполняли свои трудовые функции. По результатам проверки сотрудниками инспекции были доначислены компании НДС, налог на прибыль, НДФЛ, пени и штрафы.
Суды трех инстанций поддержали доводы ФНС и указали, что договоры об оказании услуг, которые организация заключила с ИП, фактически являются трудовыми. По причине того, что ИП работали в организации по договорам, непосредственным заказчиком их услуг выступал работодатель, а местом оказания услуг являлась территория работодателя. Также исследовав в качестве доказательств выписки по расчетным счетам, было установлено отсутствие выплат ИП за аренду помещений, техники и другого оборудования. Материалы дела также подтверждают, нахождение ИП на территории организации 40 часов в неделю и выполнение обусловленных должностных обязанностей. Организация выплачивала ИП денежное вознаграждение ежемесячно, независимо от фактического выполнения работ и выставления подтверждающих документов.
Суды отклонили доводы индивидуальных предпринимателей о незаконной переквалификации их гражданско-правовых договоров в трудовые и неправомерном доначислении НДФЛ и НДС по их доходам, ведущее к двойному налогообложению, в виду того что инспекция вправе самостоятельно изменять юридическую квалификацию сделок, если неправильная их оценка налогоплательщиком привела к неполной уплате налогов.
Доводы предпринимателей, по мнению суда, о двойном налогообложении не состоятельны так как НДС и НДФЛ по результатам выездной проверки были начислены только организации. Предпринимателям налоги не начислялись, требования об их уплате не выставлялись.
Таким образом, судом признаны правомерными выводы налоговых органов, что компания такими действиями занизила налоговую базу и получила необоснованную выгоду по налогам. Доначисление налогов признано законным.